Полномочия ФАС очень разнообразны и затрагивают такие сферы от иностранных инвестиций до простой торговли. Служба может повлиять не только на деятельность крупных компаний, но и на частные фирмы. Возможно ли оспорить предписания и решения антимонопольной службы? Да! Расскажем несколько примеров из нашей практики:
- Наш клиент имеет лицензию на пользование недрами и осуществляет добычу подземных вод. Общество владеет водопроводными сетями, по которым передает воду абонентам, взимая при этом плату 786 рублей в месяц как эксплуатационные расходы. Размер платы установлен решением собрания собственников недвижимости.
Один из абонентов подал на общество жалобу в антимонопольный орган на завышенные ежемесячные цены за водоснабжение. Антимонопольный орган привлек общество к административной ответственности по части 2 статьи 9.21 Кодекса в виде 600 тыс. рублей штрафа за взимание платы за осуществление услуг по водоснабжению в отсутствие установленного уполномоченным органом тарифа.
Суды первой и апелляционной инстанции согласились с указанным постановлением, указав, что общество является организацией, осуществляющей холодное водоснабжение и водоотведение, то есть осуществляет естественно- монопольный вид деятельности в связи с чем должно обращаться в уполномоченный орган для установления тарифа.
Однако, суд кассационной инстанции встал на сторону организации, осуществляющей монопольный вид деятельности.
Для квалификации правонарушения по статье 9.21 Кодекса следует установить нарушение субъектом естественной монополии правил доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к сетям, либо препятствование транспортировки воды или транспортировке сточных вод по сетям.
Однако, суды не установили нарушение обществом правил доступа или установленного порядка подключения (технологического присоединения) к сетям, либо препятствование транспортировки воды или транспортировке сточных вод по сетям, в связи с чем был принят новый судебный акт о признании незаконным и отмене постановления Управления Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области о взыскании штрафа в размере 600 000 рублей.
- Управлением антимонопольной службы была проведена внеплановая проверка по обращению Ивановой В.В., в котором она указывала на необоснованное отключение обществом ее участка в садовом товариществе от водоснабжения.
Между Ивановой В.В. и обществом был заключен договор на оказание услуги по организации подключения к сетям инженерно-технического обеспечения принадлежащего ей на праве земельного участка, который был исполнен и работы по осуществленному технологическому присоединению абонента к сетям были сданы по акту о выполнении технических условий.
Как указывает Иванова общество без предварительного уведомления ограничило водоснабжение ее земельного участка.
В своем ответе общество указало, что отсутствие водоснабжения, как ресурса, не связано с исполнением обществом договорных обязательств, а обусловлено отказом от заключения договора на обслуживание системы водоснабжения.
Управление антимонопольной службы выявило в действиях общества нарушение, ссылаясь на то, что, поскольку общество владеет водопроводными сетями, по которым обеспечивает абонентов водой и взимает за то плату, то является организацией, осуществляющей водоснабжение и незаконно ввело ограничение в пользовании водой Ивановой В.В.
Указанные обстоятельства послужили основанием для возбуждения в отношении общества дела об административном правонарушении по признакам наличия в действиях юридического лица состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 2 статьи 9.21 КоАП РФ по квалифицирующему признаку повторности с наложением административного штрафа в размере 600 000 рублей.
Постановление было обжаловано в судебном порядке.
Суд не согласился с антимонопольной службой и отменил постановление, ссылаясь на следующее:
Собственником водопроводных сетей на указанном участке является физическое лицо, что подтверждается кадастровым паспортом объекта и выпиской их Государственного реестра прав на недвижимое имущество.
Таким образом, антимонопольный орган должен был установить, с кем был заключен договор и кто осуществлял эксплуатацию водопроводных сетей, кого следовало отнести к ресурсоснабжающей организации на дату ограничения водоснабжения Ивановой В.В.
Доводы представителя Ростовского УФАС о необходимости заключения договора на обслуживание, не могут служить доказательством, подтверждающим право Ивановой В.В. на получение ресурса при отсутствии заключенного ею в установленном законом порядке договора водоснабжения, поскольку договор на технологическое присоединение и договор на обслуживание системы водоснабжения относятся к договорам на оказание возмездных услуг.
При этом, договор холодного водоснабжения, договор водоотведения, единый договор холодного водоснабжения и водоотведения являются публичными договорами.
Другим, имеющим существенное значение обстоятельством, является факт наличия у Ивановой В.В. права на пользование коммунальным ресурсом, т.е. наличие заключенного договора водоснабжения с ресурсоснабжающей организацией.
Судом было установлено, что после исполнения обществом договора на технологическое подключение сетей Ивановой к водопроводной сети, ею договор на водоснабжение не заключался, плата за пользование коммунальным ресурсом не производилась.
Таким образом, именно со стороны Ивановой имеет место самовольное пользование системой водоснабжение, т.е. при отсутствии заключенного договора и внесения платы за пользование ресурсом и отсутствии в материалах дела доказательств отнесения общества к ресурсоснабжающей организации, его уклонение от заключения договора водоснабжения с абонентом, обратившимся с заявкой и приложившим к ней необходимый перечень документов.
Этим обстоятельствам антимонопольный орган оценки не дал, и незаконно возложил бремя ответственности на юридическое лицо, не ответственное за водоснабжение самоуправного абонента.